... И хоть услужливая память преподносит факты и ссылается на века, поминает об истории развитии живописи, о том, что ничто не приходит одномоментно,но все равно в плоских ликах иконах православных церквей (куда мне, помнится, вход заказан), на которых запечатлена уже не дева, но мать, я не вижу того, глубокого и страстного, которое умещается лишь в одно странное, возможное, почти диалектное слово - исстрадавшаяся.Мудрость, усталость, предвосхищение боли и всеохватывающая любовь, но нет того скорбного изгиба губ и особой, резной изможденности лица. Нет ощущения не только испитой чаши, но и бессилия сильного.Будто образ мимолетен и незакончен...
Leary in Wonderland
100 лет одиночества и 33 минуты тишины.
9 Comments:
Оль, все было мне мысли в кучку не собрать... про образ мадонны...
Так вот - если ведь брать историю искусства, то культ Мадонны начался очень рано, и длилось примерно до 5 века Византии (кстати, такие образы уже долгое время существовали в некоторых языческих религиях, в частности, египетская богиня Исида с ее сыном Гором на коленях, который благополучно продолжал существовать в христианскую эру в некоторых средиземноморских странах. Ранняя Церковь восприняла и использовала его, как и многие другие языческие образы.) и бы величественные и красивые - жизненной и яркой красотой - изображения Девы Марии и Младенца на троне, которые на протяжении многих столетий украшали церковную архитектуру, впервые стали распространяться на Западе в VII веке; они срисовывались с византийских образцов. И породили культ Девы Марии.В XII и еще больше в XIII веке почитание Марии столь широко распространилось, что эпоха эта стала называться эпохой культа Девы Марии. Это было время религиозного подъема, вызванного крестовыми походами и достигшего своего высшего зримого, выражения, как признают многие, в готических соборах. При этом при развитии Церкви шла тенденция неприятия женщины - отношением, которое культивировалось некоторыми ранними теологами и монашескими институтами, ссылавшимися в оправдание своих взглядов на фигуру Евы (искусительницы). Примерно в этот период и пошла "ломка" образа: В замене иератического типа Девы Марии и Младенца другими, менее формализованными, такими, как Мадонна Смирение, сидящая прямо на земле, и Mater Amabilis [лат. - Матерь Умиление], Ренессанс видел более материнский аспект отношений матери и дитя, и, возможно, это был самый излюбленный ее образ во всем христиан
ском искусстве. Дева Мария как объект поклонения приняла несколько другие формы, главным образом довольно позднего происхождения. Среди наиболее важных - Дева Мария Милосердие, укрывающая кающегося грешника своим обширным плащом, или стоящая на коленях перед Христом на Страшном Суде, моля его о душах умерших; Матерь Скорбящая, сокрушающаяся о своем сыне, - ее грудь пронзают семь мечей, символизирующие семь ее скорбей, - или сидящая с его мертвым телом, лежащим у нее на коленях; Дева Непорочного Зачатия -доктрина, много дискутировавшаяся- средневековыми теологами, но нашедшая свое обоснование в XVII веке, отстаивавшаяся иезуитами, и с тех пор широко изображавшаяся.
И вот этот мученический образ мы теперь и видим постоянно - отрицание в Богоматери женского, красивого, земного, счастливо-материнского (опять по вере - что красота и радость - от дьявола, благо - смирения и земные страдания). Поэтому именно религиозное искусство нельзя переводить на жизненное... Ибо любая идиология - всегда извращена....
маш, так я не про запад, я про русь именно что...
и вот должного страдания я в ней не вижу как раз, того состояния "на грани" в чертах.
если покопаться, то и это обосновать можно.прежде всего - техникой (унас же века до 17 и сидящих-то рисовать неумели, колены забеляли)
Тут ты не совсем права... Если брать именно иконопись - то это не "неумение" - это именно трактовка и стиль (Как и египетское искусство, например - вспомним их развороты головы и рисунок ног). Нельзя забывать, что при всех стереотипах жестокости католицизма именно религия - самая жестокая и нетерпимая - именно православная, именно Русь. И именно православие оказало самое мощное влияние на искусство - по сравнению с остальными течениями христианства... Опять же - получилось что техника и школы Возрождения - остались за границей для русской школы живописи... и сфумато - признанный мировой идеал - вообще не представлен в России (намного позже, уже фактически в современность этот прием был трансформирован в оптические обманы, но это можно лишь с натяжкой признать родственным)... и именно трактовка Богоматери - у нас очень ортодоксальная... При том, что именно параллели с основными ипостасями Мадонны с Богоматерью провожить тяжело - но все равно не соглашусь с тобой - иконопись превозносит и акцентируется на страданиях....
маш, я про другое немного
я лишь о том, что иконы, написанные строго по канонам, как бы полностью не справляется с заданной задачей (именно то, что ты подробно и описываешь). но это именно личное восприятие, у меня всевремя ощущение неподнятого пласта
Мы с тобой запутались:)
Мне с восприятием вообще плохо- т.к. я просто не принимаю иконопись - сколько не пыталась. И в православных церквях мне физически плохо... Так что тут я теоретик - я даже когда-то ездила на семинар в Псков по иконописи - ухитрилась там грохнуться в обморок в зале икон...
а я очень-очень любила смотреть в бытности своей более юной именно разнообразные иконы с марией (некорректно, но счерточками еще хуже будет смотреться), ради этого позволяласебе вцеркви по городам заходить.
у меня,естественно, совсем иное восприятие их, чем у православного человека,они меня НЕ готовят к контакту с б-гом.но подчас завораживают художественностью и вложенным.
очень красивые на самом деле в козьмодемьянске. и нестандартные. респект мужу...
А вот я так и не смогла воспринять... Хотя и старалась - не вижу в них ни красоты, ни образности, ни подготовки (ну ладно, последнее - мне как атеисту и не положено)
ой, не знаю...порой такие попадаются, столько в них эмоции и силы вложены, что никакие общепринятые рамки канонические не могут сломать
подготовка?ну, я изначально просто смотрю иначе. но параллели провести могу.и не только в другой религии.
ну, вот вернемся опять к тем же игрушкам :) вот какой смысл во всех красивых платьях? воссоздать? но фантазия, как показывает практика. в этом никогда не подводит. все проще гораздо - подготовить к восприятию и погружению в иную реальность.
Вернемся:))
Имхо - зачастую это обрамление, показ мастерства, чаще всего - это композиция, свето- и цвето- тень...
фантазия - скорее от периода-художника, т.к. часто именно реальные платься зарисовывали...
Ну и конечно - погружение:)
Отправить комментарий
<< Home